Заключение по результатам диагностика уровня личностных особенностей обучающихся группы риска

Заключение по результатам диагностика уровня личностных особенностей обучающихся группы риска

Заключение по результатам диагностика уровня личностных особенностей обучающихся группы риска

В психологическом тестировании приняли участие обучающиеся 7-х, 8-х, 9-х классов школы в возрасте от 13 до 16 лет в количестве 318 человек.

Цель диагностики – выявить обучающихся, составляющих «группу риска» (склонных к употреблению ПАВ) Для группового диагностического обследования была предложена Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А.

Ковальчук); По результатам методики первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) выявлено: 17% обучающихся имеющих высокие баллы по шкале опросника «Отношение в семье».

Это свидетельствует о нарушении внутрисемейных отношений, которые чаще всего обусловлены напряженной ситуацией в семье; ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви; страхом перед родителями.

Выраженность негативной коммуникативной установки Как видно из рисунка 5, негативные коммуникативные установки четко выражены в экспериментальной группе у 53,3% исследуемых, что на 40% выше, чем у подростков контрольной группы. Как видно из рисунка 6, в целом уровень субъективного контроля в группе подростков группы риска низкий практически по всем показателям.

Внимание

Показатель обшей интернальности (Ио), характеризующий субъективный контроль над любыми значимыми ситуациями, в этой группе на 60% ниже, чем в контрольной.

Испытуемые в этой группе отмечают, что большинство важных событий в их жизни происходит не по их инициативе, а являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д.

, они не чувствуют ответственности за эти события и не проявляют ее.

Психологический мониторинг в работе с учащимися “группы риска”

Необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение к себе приводит к снижению активного отношения к жизни: собственные ценности, принципы и ориентиры не формируются. Рис. 6. Выраженность уровня субъективного контроля На основе проведенного корреляционного анализа личностных особенностей подростков группы риска были сделаны следующие выводы.
1.

Самоконтроль в общении у этих подростков связан с завуалированной жестокостью и интернальностью в отношении здоровья и находится с этими показателями в прямой зависимости. Чем выше самоконтроль в общении, тем ниже интернальность в области неудач.

2.

Важно

Завуалированная жестокость напрямую связана с негативным опытом общения. Чем выше завуалированная жестокость, тем ниже обоснованность негативизма.

3. Открытая жестокость находится в прямой зависимости от негативного опыта общения, общей интернальности.

Ранняя диагностика учащихся группы риска

К предмету воспитательной деятельности школы следует отнести формирование следующих … История развития и становления психодиагностики в России Скачать 28620 0 0 …

Психологическая диагностика детей группы риска. дефектодиагностика

Из всех диагностических принципов реализуется лишь комплексный подход, собственно же психологическая диагностика осуществляется на интуитивно-эмпирическом уровне.

Связано это с тем, что, отказавшись от применения стандартизованных психологических тестов, психологи должны были иметь какие-то инструменты для обследования и в качестве таких инструментов стали применять отдельные задания из тех же тестовых батарей, задания, которые, по субъективному мнению каждого конкретного диагноста, дают наиболее показательные результаты.
Количественная оценка заменяется эмпирической, субъективной.

Неверный запрос ошибка 400

Однако это не снимает факта наличия специфической психологической структуры у детей обеих этих категорий.

Значительные трудности в выявлении психологических структур при нарушениях развития связаны с тем, что нередко аналогичные или сходные психологические проявления наблюдаются у детей, относящихся к разным типам нарушенного развития.

Например, нарушения речевого развития могут быть как первичными (у детей с общим недоразвитием речи), так и вторичными (что наблюдается нередко при умственной отсталости, при нарушениях слуха, иногда при задержке психического развития Психическое развитие детей с умственными и физическими недостатками подчиняется тем же самым основным закономерностям, по которым происходит развитие детей без таких недостатков.

Выраженность уровня самоконтроля в общении В экспериментальной группе на высоком уровне часто проявляются завуалированная жестокость, негативный опыт общения и открытая жестокость. Это связано с тем, что часто подросток общается со сверстниками такого же типа, что препятствует развитию навыков конструктивного общения с другими людьми. Из рисунка 2 видно, что завуалированная жестокость проявляется у 73% подростков экспериментальной группы и у 20% подростков контрольной группы. Рис. 2. Выраженность завуалированной жестокости Открытая жестокость также выражена больше у подростков группы риска (рис. 3).

Они не скрывают и не смягчают свои негативные оценки по поводу большинства окружающих. Оценивают людей резко, однозначно и в категоричной форме.

Рис. 3. Выраженность открытой жестокости Негативные оценки по поводу окружающих могут быть объективно обоснованы подростками.

Как же преодолеть разрыв между наличием теоретических принципов и отсутствием средств их реализации, т. е.

соответствующих диагностических методик? Накопление данных психологического изучения детей с различными недостатками показало, что каждый тип нарушенного развития имеет определенную, только ему свойственную психологическую структуру.

Эта структура определяется наличием конкретного первичного нарушения психического развития, связанного с каким-то органическим повреждением (повреждение речевых зон или разлитое поражение коры мозга, или повреждение органа слуха и т.

д.) и сочетанием обусловленных этим первичным дефектом и условиями развития вторичными нарушениями.

Но в отношении некоторых нарушений пока нет даже однозначных представлений о первичном недостатке. Это, в частности, относится к умственной отсталости и задержке психического развития.

Если ребенок довольно долгое время находится в таких условиях, это рано или поздно отразится на его здоровье и поведении. Настораживает тот факт, что 38 % обследуемых школьников испытывают недоверие к людям, что свидетельствует о сильно выраженном недоверии к окружающим, подозрительности, враждебности.

Чаще это наблюдается у подростков пассивных, застенчивых в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Таким подросткам очень сложно устанавливать дружеские взаимоотношения с окружающими их людьми.
Преобладают высокие баллы по следующим типам акцентуаций характера: Гипертимная – 55%.

Источник: http://vipkonsalt.ru/zaklyuchenie-po-rezultatam-diagnostika-urovnya-lichnostnyh-osobennostej-obuchayushhihsya-gruppy-riska/

3. Перечень использованных методик:

В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом как Образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей, составляющих группу.

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка.

На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скурпулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

Методика «Автопортрет» (Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина. Графические методы в психологической диагностике, М.: Дидакт, 1992г.). Методика позволяет определить степень принятия себя и выявить уровень самосознания.

Для психодиагностики основных личностных свойств подростков 12-18 лет предназначен подростковый вариант опросника Р.Кеттелла (в адаптации А.Ю.Панасюка, 1978). (Приложение 1).

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре.

Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни.

Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные.

Понятие подростки «группы риска», их психологические особенности. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков такой категории в коррекционном образовательном учреждении с учетом социального положения и личностных особенностей подростка.

Методика цветовых метафор И.Л.

Соломина — направлена на определение базовых и актуальных потребностей испытуемого, представлений о себе и своем идеале, источников стресса, сфер конфликта, отношения к окружающим и различным видам деятельности, мотивов деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава: Заключение по результатам индивидуального психодиагностического обследования Индивидуальное психодиагностическое заключение № 1.
Г.Эйдемиллера и В.Юстицкого. Данная методика позволяет выявит различные нарушения процесса воспитания, определить тип патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этого.

Наверняка каждый учитель проводит диагностики учащихся в своем классе с целью планирования дальнейшей работы. В нашем Лицее принято проводить такие диагностики ежегодно. Затем результаты диагностики анализируются, составляется аналитическая справка и на круглом столе обсуждаются проблемы и пути их решения.

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Он часто страдает от мнимой несправедливости по отношении к нему.

В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Заносчив, часто выступает инициатором конфликтов.

Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей.

Заключение по результатам диагностики уровня тревожности

Каждая из 14 характеристик личности оценивается по результа­там ответов испытуемого на десять относящихся к этой характерис­тике вопросов (первый и последний вопросы текста — вспомогатель­ные). В опроснике, который предлагается подросткам, содержатся не только вопросы, но и три варианта ответа. Испытуемый выбирает один из них.

Два ответа всегда альтернативны, обычно: а) «да, я со­гласен» и б) «нет, не согласен», а третий ответ всегда нейтрален -«среднее между а) и б)». При этом значимый ответ оценивается в два балла, а нейтральный — в один балл.

Обработка результатов про­водится путем подсчета числа баллов по каждому фактору, получен­ная сумма сопоставляется со стандартом (нормативные данные, по-‘ лученные на московской популяции школьников 10-15 лет, даны в при­ложении 1.3).

Развитие умения управления своим психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирова­ние уверенности в своих силах, развитие творческих по­тенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т.

Таким образом, методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка. Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.

1. Сведения об обследованном ребенке:

У всех подростков выделенной группы высокие показатели по шкале «гипомании» и «психопатии», что свидетельствует о том, что эти дети находятся в процессе социальной дезадаптации. Они агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями.

Настроение у них не устойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны.

Анализ ценностных ориентаций подростков данной группы показывает, что для девочек значимой выступает такая ценность как материально-обеспеченная жизнь и любовь, а для мальчиков – наличие хороших друзей и здоровье (психическое и физическое).

Не пользуются популярностью такие ценности, как познание и творчество.
Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.

Показатели по субтестам так же говорят о вероятности склонности к употребления алкоголя и табакокурения, а именно высокие показатели по гипомании, фрустированности и средние показатели по психопатии, склонности к новым ощущениям и комформности.

Про эту группу подростков можно сказать, что существует большая вероятность употребления табачной продукции, а так же алкогольных напитков.
Психодиагностическое исследование проводилось в дневное время в специальном помещении (учебном классе), оборудования для индивидуальной работы, в привычной для ребенка обстановке.

Психодиагностическое исследование проводилось индивидуально в присутствии педагога-психолога данного учреждения. В ходе исследования за испытуемым велось наблюдение.

Анализ и обсуждения результатов исследования

Третья группа – группа благополучных учащихся состоит из 21.7 % (169) от общего числа опрошенных учащихся, средний возраст которых составляет 14-15 лет, из них 60.2% (85) – юноши и 39.7%(56) – девушки. Анализ социального уровня данной группы показал, что 67.

8% (95) воспитываются в полной семье, 24.2% (34) в неполной семье и 5% (8) проживают в многодетной семье. Большее количество представителей данной группы 62.

77% (86) проживают в семьях среднего материального достатка, 24% (33) проживают в семьях выше среднего материального уровня.

По результатам диагностики подростка «группы риска» психолог готовит заключение и выдвигает рабочие гипотезы. Результаты диагностики выносятся на рассмотрение Комитетом в форме рабочих гипотез и характеристик ситуации развития учащегося и его личности, подтверждающих гипотезы.

По результатам диагностики психолог разрабатывает рекомендации для педагогов, родителей и учащегося, проводит консультирование родителей учащегося и классного руководителя (куратора) учащегося.

Рекомендации педагогам оформляются в письменном виде, как конкретные методы и приемы (не более 5 — 6) для использования в общении и обучении конкретного учащегося.

Исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации и дать необходимые рекомендации при осуществлении первичного профессионального самоопределения.

Новые требования к качеству развития детей, определенных ФГОТами, полностью соответствуют идеологии инклюзии.

Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.

Диагностика особенностей личностного развития подростков

Информирование учителей и родителей о прохождении адаптации учащихся к школе, дать рекомендации и выработать общую стратегию при оказании психолого-педагогической помощи учащимся дезадаптантам.

ИОП составляется по результатам первичной диагностики в ходе консилиумов специалистов и воспитателей групп. В дальнейшем ИОП может совершенствоваться и дополняться.

Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта.

Родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для людей этого типа характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств.

Наиболее сильно выраженные черты — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди.

Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому–либо угрожает опасность; сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.

Группа «риска» состоит из 61, 2 % (478) от общего числа опрошенных учащихся, средний возраст которых составляет 14-15 лет, из них 45.7% (199) – юноши и 54.2%(236) – девушки. Анализ социального уровня данной группы показал, что 69% (301) воспитываются в полной семье, 24.

8 % (108) в неполной семье и 5% (20) проживают в многодетной семье. Большее количество представителей данной группы 65.9% (271) проживают в семьях среднего материального достатка, 22.6% (93) проживают в семьях выше среднего материального уровня.

В качестве показателя, на который необходимо обратить внимание педагогам и родителям, можно отметить повышенную чувствительность к общественному мнению и критике.

Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Такие люди склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству, испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Изучение течения адаптации пятиклассников, выявление детей с неблагоприятным течением адаптации, оказание им психологической поддержки.

Поскольку каждый личностный фактор рассматривается как кон­тинуум определенного качества и характеризуется биполярно по край­ним значениям этого континуума, знак «+» или «-», стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы, указывает на преобла­дание того или иного качества данного личностного свойства, черты.

Источник: http://gorizontsyzran.ru/konsultaciya/11866-zaklyuchenie-po-rezultatam-diagnostika-urovnya-lichnostnykh-osobennostey-obuchayushhikhsya-gruppy-riska.html

Заключение по результатам психологического обследования личностного развития детей 6-7 лет

Заключение по результатам диагностика уровня личностных особенностей обучающихся группы риска

В мониторинге принимали участие следующие дошкольные учреждения:

1. г.о. Жигулевск:•    МДОУ № 6 «Солнышко» •    МДОУ № 9 «Вишенка•    МДОУ № 14 «Малыш»•    МДОУ № 16 «Светлячок»•    МДОУ № 18 «Радуга»•    МДОУ № 21 «Красная шапочка»•    МДОУ № 22 «Жемчужинка»•    МДОУ № 23 «Аленушка»

•    МДОУ № 24 «Иволга»

2. М.р. Ставропольский: •    МДОУ д/с «Золотой колосок» с. Хрящевка•    МДОУ д/с «Буратино» с. Узюково•    МДОУ ЦРР «Дружная семейка» с. Луначарский•    МДОУ д/с «Радуга» с.

Нижнее Санчелеево•    МДОУ д/с Ягодка» с. Ягодное•    МДОУ д/с Золотой колосок» п. Приморский•    МДОУ д/с «Соколенок» с.

Верхнее Санчелеево

Диагностический комплекс состоит из трех методик.

  1. Тест «Лесенка» (авторы С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) направлен на изучение самооценки и уровня притязаний детей старшего дошкольного возраста.
  2. Методика «Выбери нужное лицо» (авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) позволяет определить уровень тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
  3. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) направлена на определение ведущих мотивов учения у детей 6-7 лет.

1.    Тест «Лесенка».

     Тест «Лесенка» проводится с целью изучения самооценки и уровня притязаний детей 6-7 лет. В обследовании принимали участие 421 человека (г.о. Жигулевск – 300ч., Ставропольский р-н – 121ч.)Полученные по данной методике результаты показали, что большинство детей, посещающих подготовительные к школе группы, имеют завышенную самооценку (52%).

Причем, результаты по г.о. Жигулевск выше (56%), чем в Ставропольском районе (41%). Дети с завышенной самооценкой, как правило, выбирают «место на самой верхней ступеньке», мотивируя такой выбор собственными положительными качествами.

Данное явление связано с отсутствием у дошкольников достаточных представлений о своих положительных и отрицательных качествах.

     Причинами формирования завышенной самооценки у детей являются недостаточно адекватное оценивание их личностных качества и поведения со стороны взрослых; гиперопека со стороны родителей, наличие одного ребенка в большинстве семей, воспитание в неполной семье.

     Кроме этого следует отметить, что завышенная самооценка является возрастной нормой для детей старшего дошкольного возраста. Примерно к 6,5-7 годам при соответствующих воспитательных воздействиях она заменяется адекватно завышенной самооценкой, когда ребенок считает себя «хорошим», но понимает, что иногда ведет себя «плохо».

     Некоторые дошкольники выбирали нижние ступеньки лестницы, что может свидетельствовать об отрицательном отношении к себе и неуверенности в собственных силах. Несколько ребят (4%) считают себя «не очень хорошими» и объясняют свой ответ плохим поведением, что свидетельствует о заниженной самооценке. В г.о.

Жигулевск выявлено 8 человек с заниженной самооценкой, в Ставропольском районе – 10 человек.  Некоторые дошкольники (2%) выбирают для себя самую первую ступеньку, что свидетельствует о низкой самооценке.      Адекватная самооценка отмечена у 42% дошкольников.

По результатам диагностики в Ставропольском районе адекватная самооценка сформирована у 48% будущих первоклассников, в г.о. Жигулевск – у 40% детей.  Они рассказали о своих отрицательных и положительных качествах. Как правило, в коллективе такие дети отличаются активностью, чувством юмора, общительностью, умением находить и исправлять свои ошибки.

Особенно высок процент детей этой группы в МДОУ № 16 «Светлячок» (85%), в МДОУ с. Луначарский «Дружная семейка» (77%), в МДОУ № 14 «Малыш» (76%), в МДОУ п. Приморский «Золотой колосок» (60%), в МДОУ с. Верхнее Санчелеево «Соколенок» (50%).     При проведении психологической диагностики по тесту «Лесенка» были получены следующие результаты:

  • Завышенная самооценка – 52% (219 чел.)
  • Адекватная самооценка – 42% (178 чел.)
  • Заниженная самооценка – 4% (18 чел.)
  • Низкая самооценка – 2% (6 чел.)

 

Диаграмма 1. Общие данные по тесту «Лесенка»

     На основании полученных результатов можно сказать, что в 2010-2011 учебном году  наблюдается снижение количества детей с завышенной самооценкой:

  • 2007-2008г. – 53%
  • 2008-2009г. – 63%
  • 2009-2010г. – 56%
  • 2010-2011г. – 52%

    Также следует отметить, что увеличился процент детей с адекватной и низкой самооценкой.

 Учебный год
 Адекватная самооценка Низкая самооценка
 2007-2008г 42,2% 3,6%
 2008-2009г 33% 2%
 2009-2010г 40% 1%
 2010-2011г 42% 2%

     Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического обследования самооценки детей старшего дошкольного возраста в период с 2008 по 2011г. представлен на диаграммах

Диаграмма 2. Данные по методике «Лесенка» по г.о. Жигулевск

Диаграмма 3. Данные по методике «Лесенка» по Ставропольскому району

2.    Методика «Выбери нужное лицо»

     С целью определения уровня тревожности детей по отношению к типичным для них жизненным ситуациям была организована психолого-педагогическая диагностика по методике «Выбери нужное лицо». В данном обследовании принимало участие  403 ребенка, посещающих подготовительные к школе группы в дошкольных образовательных учреждениях г.о. Жигулевск (282 чел.

) и Ставропольского района (121 чел.).     Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень тревожности у большинства детей (62%) соответствует возрастной норме.     Высокий уровень тревожности отмечается у 25% дошкольников. Данный показатель отражает недостаточную эмоциональную адаптированность детей к жизненным ситуациям общения с окружающими людьми.

Последствием данного явления может стать формирование мотивации избегания неудач, которая препятствует полноценному социальному развитию.     Причинами развития повышенной ситуативной тревожности могут быть: предъявление ребенку противоречивых требований, авторитарный стиль воспитания, неблагоприятная семейная атмосфера.

     В основном высокий уровень тревожности показали дети малозаметные, менее проблемные, спокойные и замкнутые.      Наибольшая тревожность наблюдается в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок».

     Особо следует отметить выборы детей в ситуациях, имеющих двойной смысл.

Именно такие рисунки несут основную «проективную нагрузку»: то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мировосприятие и опыт общения. По данным ситуациям получены следующие отрицательные выборы.

  • Ребенок и мать с младенцем – 18% (негативное отношение ребенка к ситуации, в которой мать везет коляску с малышом).
  • Одевание –22% (причины негативного отношения: неумение завязывать шнурки, никто не помогает, нежелание идти в садик, на прогулку или на зарядку).
  • Укладывание спать в одиночестве – 69%
  • Умывание – 14% (причины отрицательного отношения: неприятные ощущения (холодная вода, попадание мыла в глаза), одиночество, нежелание идти в садик).
  • Игнорирование – 43% (негативное отношение к ситуации, когда отец играет с малышом, а ребенок постарше стоит рядом – ревность, эгоизм, страх лишиться родительской любви).
  • Собирание игрушек – 41% (отрицательное отношение в данном случае связано либо с нежеланием трудиться, либо с возрастной особенностью (преобладание игрового мотива)).
  • Еда в одиночестве –39% (в этой ситуации отрицательный выбор объясняется детьми как нежелание кушать, непривлекательность предлагаемых блюд или одиночество).

     У некоторых дошкольников выявлен низкий уровень тревожности (13%).

Вывод

     При проведении психологической диагностики по методике «Выбери нужное лицо» с целью определения уровня тревожности у детей 6-7 лет были получены следующие результаты:

  • Высокий уровень тревожности – 25% (100 чел.)
  • Средний уровень – 62% (252 чел.)
  • Низкий уровень – 13% (51чел.)

 Диаграмма 4. Общие данные по тесту тревожности

     На основании полученных результатов можно сказать, что в 2010-2011 году  на 1% снизилось количество детей с высоким уровнем тревожности и значительно увеличилось число дошкольников с низким уровнем тревожности:

 Учебный год Высокий уровень тревожности Низкий уровень тревожности
 2007-2008г 34,4% 0
 2008-2009г 40,5% 0,6%
 2009-2010г. 26% 5%
 2010-2011г. 25% 13%

     Сравнительный анализ результатов психологической диагностики уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в период с 2008 по 2011г. представлен на диаграммах.

Диаграмма 5. Данные по тесту тревожности по г.о. Жигулевск

Диаграмма 6. Данные по тесту тревожности по Ставропольскому району

3.    Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан).

     Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой) и предназначена для определения ведущих мотивов учения у детей 6-7 лет. В психологической диагностике принимали участие 415 дошкольников (г.о. Жигулевск: 294 чел.

, Ставропольский район: 121 чел.).     Данные, полученные в процессе проведения психологического обследования, свидетельствуют о том, что у большинства дошкольников (47%) отмечается высокий уровень учебной мотивации. Для них ведущими являются учебно-познавательные мотивы.

   Следует отметить, что у многих детей 6-7 лет (34%) наблюдается средний уровень школьной мотивации. Они признают важную роль обучения в школе, но желание поиграть по-прежнему играет важную роль в организации их деятельности. Поэтому у них отмечается равенство мотивов.

В некоторых случаях у детей со средним уровнем мотивации учения преобладают позиционные мотивы либо ориентация на оценку.      У 19% дошкольников отмечается низкий уровень учебной мотивации.

В мотивационно структуре этих  детей отмечается доминирование игровых мотивов, что в будущем отрицательно скажется на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности.

Вывод.

     При проведении психологической диагностики по методике Т.А. Нежновой с целью определения уровня сформированности учебной мотивации у детей 6-7 лет были получены следующие результаты:

  • Высокий уровень – 47% (194 чел.)
  • Средний уровень – 34% (140 чел.)
  • Низкий уровень – 19% (81 чел.)

 Диаграмма 7. Общие данные по методике Т.А. Нежновой.

     По сравнению с предыдущим учебным годом наблюдается повышение количества детей, продемонстрировавших высокий уровень.
     По сравнению с 2009-2010 учебным годом на 11% увеличилось количество детей с сформированным учебным мотивом.

  • 2008-2009г. – 35%
  • 2009-2010г. – 36%
  • 2010-2011г. – 47%

     Также наблюдается повышение числа дошкольников с низким уровнем мотивации учения.

  • 2008-2009г. – 16%
  • 2009-2010г. – 16%
  • 2010-2011г. – 19%

     Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического обследования школьной мотивации детей 6-7 лет в период с 2008 по 2011г. представлен на диаграммах.

Диаграмма 8. Данные по уровню учебной мотивации по г. Жигулевску

Диаграмма 9. Данные по уровню учебной мотивации по Ставропольскому району

Общий вывод

     В результате изучения особенностей личностного развития дошкольников 6-7 лет выявлены дети «группы риска»: с повышенным уровнем тревожности – 25%, низкой самооценкой – 2%, низким уровнем мотивации – 19%. Эти ребята нуждаются в коррекционной помощи.

     В целом у большинства детей наблюдается завышенная самооценка (52%), средний индекс тревожности (62%), высокий уровень сформированности учебной мотивации (47%). С дошкольниками данных групп необходимо проводить психопрофилактическую и развивающую работу.

Рекомендации

  1. Ознакомить с результатами психологической диагностики воспитателей и родителей детей, посещающих подготовительные группы МДОУ.
  2. Психологам подготовить рекомендации в родительский уголок на темы: «Как дети учатся оценивать себя», «Правила общения с детьми» «Учебная мотивация – важный фактор подготовки ребенка к школе», «Как помочь тревожному ребенку».
  3. Психологам организовать коррекционную работу с детьми «групп риска».
  4. Воспитателям и родителям придерживаться правил позитивного оценивания, формировать у детей навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
  5. Воспитателям при организации воспитательного процесса использовать такие формы работы, которые дают возможность показать различные стороны школьной жизни (экскурсии, чтение литературы на школьную тематику и психологических сказок из серии «Лесная школа», игры, моделирующие школьную жизнь, беседы).
  6. Психологу познакомить детей со способами снятия психоэмоционального напряжения.

Январь 2011г.О.С. Белокрылова, педагог-психологсоциопсихологического отдела          ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр

          г.о. Жигулевск Самарской области»

Источник: http://www.zhg-zresurs.ru/index.php/%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8B/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82%D1%8B/303-6-7

3 адвоката
Добавить комментарий